Дом — музей Григория Ивановича Чорос –Гуркина в

Названия села переводится как «десять речных ручьев», расположено оно у подножия горы Ит-Кая – «собачья голова». Говорят, что когда подходишь  к Аносу со стороны Аскатского моста, лай собак доносится не со стороны села, а со стороны горы, как будто все собаки собрались на ее вершине.

Музейный комплекс состоит из дома художника, аила, творческой мастерской. Все музеи Горного Алтая отличаются тем, что создаются увлеченными людьми с трепетным и уважительным отношением к истории. Экскурсоводами их назвать просто язык не поворачивается, они Служители и служат своему делу с великой преданностью. Их хочется слушать, расспрашивать, записывать за ними. Но главное – по возвращению из музея, хочется еще раз пересмотреть картины, перечитать историю художника, попытаться понять то время. 

Какой он был? Мальчишка – алтаец из рода Чорос, ученик иконописного класса, православный в третьем поколении. В 13 лет его образование закончилось, но по просьбе начальника миссии отца Макария (в миру — Михаила Андреевича Невского, впоследствии высокопреосвященного митрополита Московского и Коломенского) он еще полтора года работал в иконописной мастерской. Учительствовал в Улале, затем в Паспауле. В 1890 г. переехал в Бийск, где поступил в иконописную мастерскую. Художник практически не расставался со своим альбомом – пейзажи, предметы быта, жанровые сценки. В 1895 году он пишет картину «Жертвенная ночь» или (Камлание), и в ней уже видна рука будущего мастера.  

В 1896 году Гуркин знакомится  с Андреем Викторовичем Анохиным.  Анохин был учеником регентских курсов Петербургской певческой капеллы, ему было двадцать два года, он знал несколько европейских языков,  занимался музыкой, историей, этнографией. Именно Анохин увидел в Григории художника и уговорил Гуркина ехать в Санкт-Петербург. Поездке предшествовал целый год упорного труда, было собрано 800 рублей, большие по тем временам деньги. Половина денег была оставлена жене, с другой половиной в 1897 году Григорий отправился в столицу. Удалось показать работы Шишкину. «Зачем вам Академия?.. Вот вам мастерская, мольберт, краски, полотно, приходите сюда и пишите со мной». 

С 1903 года художник живет в селе Анос, он строит дом, просторную светлую мастерскую, аил, большой сад и пруд. В мастерской выделяются высокие распашные окна, через которые художник нередко выходил в сад, чем удивлял местных жителей. Алтайский аил стоял в глубине сада прямо под окнами мастерской. Зимой он пустовал, а летом служил  кухней. В музейном аиле показывают и рассказывают о том, как была устроена семья и быт алтайцев. 

Творческое кредо художника — «быть изобразителем красоты твоей, великий Хан Алтай». Он начинает  подписывать свои произведения Г.И. Чорос – Гуркин — Гуркин из алтайского рода Чорос. Одним из самых значительных произведений художника стала картина «Хан Алтай», написанная в 1907 году. На самом деле картины «Хан Алтай» две, вторая написана в 1936году. Их разделяет время и жизнь. Одна картина несет в себе энергию жизни и свободы, другая – предчувствие окончания пути. Это не изображение конкретного места, а собирательный образ великого Алтая. 

Еще одна известная картина «Озеро горных духов». Нам она больше известна по рассказу писателя-фантаста И. А. Ефремов. Ефремов познакомился с Гуркиным в 30-е годы во время своего путешествия по Алтаю. Один из персонажей рассказа — художник Чоросова, живущий  недалеко от Чемаля. Основой рассказа являются загадочные и недобрые свойства озера. Однако на картине изображено не какое-то конкретное место, а собирательный образ природы Алтая. Не соответствует рассказу и задумка художника, поскольку изображал он озеро добрых, а не злых духов.

В 1911 году проходит выставка художника в Барнауле, «…жанр в произведениях Г.И. Гуркина занимает лишь второстепенное место, главным образом, художник, как пейзажист, выдвигает на первое место алтайскую природу и отдается ей почти весь…». Долголетняя дружба связывала Гуркина с известным русским писателем, автором романа «Угрюм-река» В.Я. Шишковым.

Гуркин восторженно встретил известие о Великой Октябрьской социалистической революции. С первых же дней революции Гуркин был в центре общественно-политического движения на Алтае. Он стал председателем Алтайской Горной думы, а затем Каракорумской Управы — националистической организации, созданной эсерами. В период Колчаковского режима Григорий Иванович был дважды арестован и заключен в тюрьму города Бийска.  Художник покидает Алтай, живет сначала в Монголии, затем в Туве, учительствует в русской школе. 

В октябре 1924 года он пишет письмо в Комиссариат иностранных дел, и просит разрешения вернуться на Алтай. Осенью 1925 года он разрешение получает и возвращается. Его дом и мастерская в Аносе к тому времени были национализированы.

В мае 1926 года открылась выставка «Жизнь и быт народов СССР, в каталоге которой  Луначарский написал: «Отмечу еще замечательные по тонкости живописи, прямо-таки драгоценные по краскам пейзажи Г.И. Чорос — Гуркина, Ойротского художника. Как забралась на Алтай такая утонченная техника — я уж не знаю».

11 октября 1937 художник был расстрелян как «враг народа», расстрелян и один из его сыновей. Посмертно Григорий Иванович Чорос-Гуркин реабилитирован  в 1956 году. Наиболее полное собрание его работ хранится в Республиканском краеведческом музее имени А.В.Анохина в городе Горно-Алтайске.

 

gornaya-apteka.com

Расстояния на Алтае от Барнаула до Тюнгура 732 километра,
через 38 населеных пунктов


Фотографии

  • Дом — музей Григория Ивановича Чорос –Гуркина
  • Дом — музей Григория Ивановича Чорос –Гуркина
  • Дом — музей Григория Ивановича Чорос –Гуркина
  • Дом — музей Григория Ивановича Чорос –Гуркина
  • Дом — музей Григория Ивановича Чорос –Гуркина
  • Дом — музей Григория Ивановича Чорос –Гуркина
  • Дом — музей Григория Ивановича Чорос –Гуркина