урочище Калбак-Таш

На 723 километре Чуйского тракта, между селами Иня и Иодро, влево уходит небольшой сверток. На обочине стоит указатель: природно-хозяйственный парк «Чуй-Оозы». Именно здесь расположен большой петроглифический комплекс «Калбак-Таш», представленный четырьмя эпохами: древнетюркской, скифской, неолита, энеолита-бронзы. Калбакташское святилище насчитывает тысячи изображений фигур животных, людей и сцен охоты.

Эпоха неолита (VI-IV тысяч лет до н.э.) представлена крупными фигурами оленей и козлов, выполненных контурным желобком. Размеры некоторых достигают двух-трех метров.

 

К эпохе энеолита-бронзы (III-I тысяч лет до н.э.) относится самая многочисленная группа петроглифов: стилизованные изображения женщин, мужские фаллические фигуры, рисунки руки и чашечные углубления, колесницы и вьючные быки, погонщики и воины, вооруженные копьями, палицами, фантастические хищники и олени.

Художники, жившие в скифскую эпоху (VIII-III тысяч лет до н.э.), рисовали сцены охоты и главных персонажей скифо-сибирского звериного стиля – козлов, волков, собак, хищников семейства кошачьих, оленей, лошадей.

 

Древнетюркская эпоха (VII-X тысяч лет до н.э.) выделяется небольшим числом сцен охоты на оленей, диких быков, медведей, выполненных техникой граффити, а также древнетюркскими руническими надписями и тамгами.

В наскальных изображениях почти нет сцен «терзания», которые известны в искусстве ранних кочевников Алтая. Более уместным представляется определение сюжета, как противостояние или преследование животных. В алтайских горах этот сюжет на протяжении многих лет оставался ведущим мотивом, отличаясь только стилистическими особенностями. Изображения баранов, козлов, косуль в большом числе известны в скифо-сибирском искусстве.

В одной из частей святилища выделяется несколько крупных фигур коров и быков. Создается впечатление, что именно заповедные области Саяно-Алтая были благоприятны для обитания дикого быка, охоты на него и доместикации этого мощного животного алтайских гор. Эти священные животные очень похожи друг на друга позами, пропорциями тела, формой головы.

 

В центральной части калбакташского святилища нарисован необычный крупный зверь с хвостом и зубами. Хвост его начинается в верхней, полукруглой части камня, поэтому сфотографировать изображение целиком очень сложно. В буклете-проводнике по историческому памятнику сказано, что «зверь или фантастическая химера из Калбак-Таш, вероятно, иллюстрирует стадиальные изменения образа фантастического зверя и его несмоненную связь с изобразительным искусством населения Алтая в эпоху бронзы. Мы видим явное повествовательное содержание древнейшего космического мифа о борьбе демиургов-близнецов с чудовищами. Описанные изображения также очень напоминают фантастического зверя древнекитайской мифологии, который назывался таоцюань. Внешним видом он был похож на собаку, тело его было зеленого цвета. Чудовище питалось людьми и начинало пожирать их с головы. Но особенно удивительным представляется нам сохранение в алтайском шаманизме образа огромного драконообразного существа, известного под названием кер-тютпа. В отличие от чудовищ-поглотителей эпохи энеолита-бронзы, кер-тютпа осмысливается как существо, полезное людям. Алтайские шаманы видели в кер-тютпа своего охранителя, который был необходим во времена их путешествий по подземному миру, где, как предполагалось, было много злых духов».

 

Расстояния на Алтае от Бийска до Онгудая 291 километр,
через 21 населеный пункт


Фотографии

  • Калбак-Таш
  • Калбак-Таш
  • Калбак-Таш
  • Калбак-Таш
  • Калбак-Таш
  • Калбак-Таш
  • Калбак-Таш

На карте