Король Азии. Послевкусие

Рождение идеи


Как-то раз в марте этого года Василий Порсев, Константин Лубягин, Артем Пальвелев, Стас Клиниюк и я сидели в уютном кафе туристического района Катманду Тамела. Пока готовился американ брекфаст, мы пользовались благами цивилизации в виде бесплатного вайфая. На глаза мне попались две статьи: первой было положение о проведении вновь возрожденного Адреналин рейса, вторая - о строительстве ГЭС на Мажое. Обсуждение было жарким, особенно второй новости. В прошлом году приехавшие к нам в тур немцы Габи и Кристиан рассказали, что строительство дамбы на реке Отц удалось остановить, организовав гонку Сиклайн, привлеча спонсоров, зрителей, а, следовательно, деньги. Кое-как Адреналин-рейс, Мажой и ГЭС связались в одно, и родилась идея проведения своей экстремальной гонки! Название придумали сразу же: Король Азии
Для тех, кто не знает: Мажойский каскад - это участок реки Чуя длинной 20 км. Первая часть длинной около 15 км представляет собой непрерывный порог класс 4. Нижний Мажой - это 5 километров порогов класс 5. Пороги чередуются с короткими участками быстротока, что облагчает страховку и делает Мажой относительно безопасным для опытных каякеров. Простота заброски, длина участка и вайтвотер-контент делают Мажой лучшим местом для серьезного сплава в нашей стране.

 


Предподготовка

 


Тут же было написанно и опубликовано положение о проведении соревнований и поставлены задачи, которые нужно решить, чтобы гонка состоялась. Надо было привлечь участников - ведь без них ничего не получится; зрителей и спонсоров; продумать организацию и страховку и сделать так, чтобы никто не утонул. Задачи были розданы исполнителям, и после возвращения из Непала началась работа. 
Спонсоры нашлись на удивление легко. К Непалу нашу команду уже поддерживала компания Маунтэк, официальный представитель брендов Marmot, Keen, Black Diamond и др. в России. Помимо того, что эта компания одела и обула нас, она согласилась выделить призы для нашей гонки. Вторым спонсором нашей команды и соревнований стал украинский производитель сплавного снаряжения Ordana. Он же изготовил прекрасные удобные номера для гонки. Ну а дальше понеслось: приехавший к нам в тур Женя Соколов, более известный как Наполеон, обеспечил гермами Стрим, а Новосибирский магазин Снежный лис отсыпал всяких ништяков для призов на пати. 
Участники потихоньку присылали заявки на участие. По началу мы боялись, что желающих покататься на время по участку класс 5, не наберется. Считается, что все сильные каякеры живут в Москве и Питере, а ехать на Алтай ради трех дней сревнований дорого. Но сибирские райдеры не подвели - участников набиралось нормальное количество. Столичные райдеры тоже заявились."Участники будут" - успокоились мы
Попутно мы искали музыку, выбивали разрешение из спорткомитета Республики Алтай, договаривались со страховой компанией и делали еще миллион дел, без которых ничего бы не вышло. Все это делалось в прямом смысле "с колес". Как только набш зоопарк вылезал из очередного автономного путешествия в попу мира, я, Костян и Василий сразу же хватались за телефоны и ноутбуки, чтобы связаться с миром, и что-нибудь сделать для соревнований. Признаться, я до самого последнего момента не верил, что все получится.

 

Подготовка


Тур по алтайским шестеркам закончился, и мы оказались на Чибитской поляне. Целый вечер был посвящен мозговому штурму и распределению обязанностей перед соревнованиями. Василий поехал в Новосибирск, чтобы найти секундомеры, забрать призы из Снежного Лиса и некоторых участников соревнований, а также договориться с Спорткомитетом. Костик отправился в Горноалтайск, где он заключил договор  со страховой компанией и нашел шатер для судей. Мне досталось освещение событий в режиме онлайн, просмотр и маркировка трассы непосредственно перед соревнованиями. Ведение всех бумажных дел взала на себя Маша Добржицкая. Организацию страховки взяли на себя Юра Шишкин и Василий Чесноков, логистику - Алеша Скляр. 
Ну а дальше началась прикатка Мажоя. Вода после июльских ужасов упала, ее уровень был оптимален: сифоны залило, а пороги уже не вселяли священный трепет в мои неокрепшие мозги. Я прекрасно понимал, что лучше Мажой проедет тот, кто лучше изучил и запомнил трассу. Поэтому я несколько раз проехал участок квалификации в качестве каяк-лидера. Внизу Мажоя рулили уже совсем другие вещи.... Там надо было не бояться. До соревнований мне и в голову не могло прийти, что пороги типа Русских Горок и Недотроги можно ездить на время без каяк-лидера перед собой. Чтобы избавиться от этого ощущения, я проехал эти пороги сначала первым, а затем без просмотра. 
Во время маркировки трассы спонсорскими баннерами мы нашли застрявшее в пороге бревно. Извлечение этой штуки по сложности напоминало расстыковку двух космических кораблей. Как бы то ни было, ко дню заезда Мажой был готов принять участников соревнований.

День заезда


Шатры стоят, музыка играет, спонсорские флаги развеваются по ветру. Машины с каяками потихоньку вползают на Чибитскую поляну. Участники получают номера. Тут и стало ясно  - участников вполне достаточно. Очень радовала широта географии. Атлеты приехали  из Москвы, Лобни, Балашихи, Рязани, еринбурга, Барнаула, Новосибирска, Красноярска, Томска, Кирова и даже из-за границы: Андрей Лысенко и Алена Буслаева из Киева, а Марек с Мишо из Братиславы. Всего заявилось 16 участников. Зрителей набралось тоже достаточно. Каждый участник привез с собой друзей. Самая большая делегация была из Рязани - 38 рафтеров и катамаранщиков поддерживали своего райдера - Леху Якунина. 
Василий Порсев открыл соревнования пламенной речью о каякинге и Мажое, о том, что какие-то люди хотят отнять у нас это место, чтобы потуже набить свой кошелек, продавая электричество в Китай. Соревнования начались. Я выдохнул и понял, что все получилось. 
Регистрация участников переросла в замечательное препати, да такое, что я испугался, что не все райдеры смогут утром выйти на старт.

Наш кемпинг еще пуст, но это не на долго. Деревня Чибит на заднем плане

Стас Клинюк из Екатеринбурга. Один из тех, кто стоял у истоков

Квалификационный заезд

Квалификация проходила на Верхнем Мажое. Это длинный участок класса 4. Быстрейшая половина райдеров проходит в финал. Инферно-экспрессы оставляют участников на старт, где их уже ждут две кировские нимфы Марина и Ася, чтобы запустить спортсменов в Мажой. Василий Порсев показывает Лехе из Рязани и Сереге Старовойтову из Красноярска трассу, страховка и видеосъемка расставлена в ключевых местах. Все готово к началу действа. Напряжение подогревает спонсорский Рэд Бул.
Я стартовал первым. Трасса идется примерно за 40-45 тминут. Я хорошо знаю Мажой, поэтому не волнуюсь и не тороплюсь. Перед сложными порогами, такими как Суровый и Гарнитур, я выдерживаю паузу, чтобы восстановить дыхание и собраться для рывка. Но,  проехав две трети трассы я почувствовал, что выдохся. Сзади замаячило весло Стаса Клинюка, который стартовал вторым. На финишном отрезке я зацепил улово, развернулся в нем и потерял еще несколько драгоценных секунд. Но вот я уже вижу баннер Keen и Машу Добржицкую - это финиш. Чалюсь в улово перед Оройским мостом, а через 20 секунд сюда же приплывает Стас. Он проехал трассу лучше меня. 
А в это время на дистанции разворачивались драматические события. Самые зрелишьные уборки происходили в пороге Сомнительный. Заварился и отстрелился Серега из Красноярска, его примеру последовал Леха из Рязани. Но страховка в лице Кости "Чука" Стратечука и Лехи  "Гека" Маркушева работала четко. Также в спасработах приняли участие Юра Шишкин и Вася Порсев, не взирая на потерю времени прохождения трассы. Но самым запоминающимся событием стали спасработы двух наших друзей из Словакии. Марек решил сыграть в тюленя где-то после порога Пирамида, а его напарник Мишо героически спас своего друга. Все силы были израсходованы на спасение, и Мишо также снялся с трассы.
Результаты квалификации выглядери так:
Василий Чесноков (Томск) 0.37.59
Лубягин Константин (Киров) 0.38.37
Порсев Василий (гражданин мира) 0.38.41
Рогачев Кирилл (Балашиха) 0.39.03
Шишкин Юра (????) 0.39.43
Пальвелев Артем (Москва) 0.40.05
Клинюк Станислав (Екатеринбург) 0.40.11
Лысенко Андрей (Киев) 0.40.38
Свешников Антон (Лобня) 0.40.55
Буслаева Алена (Киев) 0.44.24
Немчинов Максим (Барнаул) 1.02.22
Старовойтов Сергей (Красноярск), Якунин Алексей (Рязань), Bunjna Michael (Братислава), Kubar Marek (Братислава) и Веретенин Александр (Новосибирск) не финишировали.
Первые восемь участников прошли в финал. Я вроде как не попал, поэтому решил реабилитироваться на пати

В ожидании старта

 

 

Артем выходит на старт

Василий Порсев

Спасение рязанской лодки. Вася Чесноков и Андрей

Пати

После верхней части Мажоя мы отправились прикатывать низ, где пройдет финал,  а в это время в лагере полным ходом шла подготовка к пати. Настраивалась музыка, бармены Мишо и Марек выбрели себе ирокезы и разминались перед началом вечеринки, рязанские мужики принесли здоровенный казан и начали готовить плов. В воздухе витал страшный дух праздника. 
Пати началось с награждения отличившихся в квалификации бойцов. Леха и Серега получили утешительные призы, Мишо и Марек были награждены за лучшую уборку и лучшее спасение на воде. Ну а дальше заработал бар, Артем Пальвелев взгромоздился на крышу Инферно-экспресса с бирбонгом, а Юра Шишкин щедро угощал желающих дарами Алтая. Попутно вручались призы. Алена Буслаева, как единственная девушка-участник соревнований, была награждена термобельем от Орданы и получила звание Королевы Азии, Макс Немчинов получил утешительный приз за то, что проехал квалификационный заезд, но не попал в финал. Тогда же стало известно, что Стас Клинюк, занявший седьмое место, не сможет принять участие в финале, и уступает свое место мне. Конечно, перед финалом мне лучше бы было воздержаться от всего того, что я делал, но было уже поздно.
Итак, приз за лучший костюм на пати получил Кирюха Рогачев и его гусь, приз за лучший отжиг достался мне. К сожалению, я не очень помню за что :). Дальше было офигенное фаер-шоу от наших кировских друзей, много конкурсов, веселья, отжига и фана. Такого Алтай еще точно не видел. Рассказывать бесполезно. Лучше один раз увидеть...

 

Марек готовится

Sklar-team: Мишо, Марек, сам Алеша Скляр, Кирюха Рогачев, Алена и Андрей

Кирилл Рогачев. Приз за лучший костюм

 

Финал


Утром я проснулся с мыслью, что ехать Нижний Мажой в таком состоянии - не лучшая идея. Но отступать было некуда. Автобус с финалистами прибыл на старт финальной части. Меньше чем через час станет известно, кто же на самом деле является Королем Азии. Первыми стартовали фавориты, я попал в хвост, а замыкал гонку Василий Порсев, чтобы в случае уборок и приключений собрать неудачливых атлетов.
Страха нет. Я знаю, что могу проехать этот участок без приключений. Первые атлеты под звонкие крики кировских девченок уходят в первый порог. Таурин ударяет в мозг, полная собранность, корпус развернут, весло зацепило воду. Три-два-один!!! Я стартую в порог.
Мне сложно описать свои ощущения. Хорошо запомнился крик Лехи Гека Маркушева, который стоял на страховке перед порогом Русские Горки:
- Греби давай!! Я с утра не ел, только тебя и ждем!!!
А я только слегка снизил темп, чтобы отдышаться перед самыми сложными порогами Каскада.  
Второе сильнейшее впечатление - это порог Недотрога.  Это самый эпический ужас Мажоя. До этого заезда я всегда проезжал его вниз головой. Лодку переворачивает либо огромный отбойник от правого берега, либо следующая за ним ужасная бочка. И на закуску два варящих котла, один под правым, другой под левым берегом. Весь порог длинной меров 30. 
Захожу из-под правого берега, втыкаю весло в отбойник и ложусь на него, он отвозит меня влево, мимо бочки. ПОЛУЧИЛОСЬ! Кричу страховке "Джабе!!!" и уезжаю дальше. Колоссальный подъем сил. Впервые все получилось как надо, открылось второе дыхание. На прогоне между порогами обгоняю Андрея Лысенко. Он, видимо, где-то заварился и потерял темп движения. Настоящий Мажой позади, дальше водопад Малыш, и еще несколько несложный порожков. Прыгаю в водопад,  ничего страшного. Тут меня как стоячего обгоняет Вася Порсев. 
Финишная прямая. Завершившие гонку атлеты поддерживают тех, кто еще едет трассу криками и свистом. Баннер Keen вместо финишной ленты. Мажой позади. Мне совершенно все равно, какое у меня время, и кого я победил. Главное, что я превзошел сам себя, проехав Мажой идеально. Эмоции переполняют всех финалистов, и мы начинаем делиться впечатлениями от трассы. Приключений хватило. Артем Пальвелев наступал на пятки Василию Чеснокову, и для обгона выбрал короткий быстроток между Коварным и Недотрогой. В порог они заходили с интервалом в пару метров. Василия остановило и перевернуло на отбойнике, и Артем был вынужден уехать влево, а туда ехать было ну никак не надо. Чеснокова продавидло через отбойник, еще раз перевернуло в огромной бочке и отвезло в котел под левым берегом. Артем же оказался мерзком кипящем улове, утекающем в сифон. При каждой попытке выхода струя переворачивала лодку и отбрасывала Артема к береговой скале. Страховка засуетилась. Но московский райдер собрался с силами и покинул ловушку. Время было потеряно, и темп сбит. Юра Шишкин воспользовался ситуацией и обогнал Артема. Приключения московского райдера были удостоены приза за лучшую уборку в финале. 
Некоторое время ушло на подсчет результатов, и вот наконец стало известно, кто же стал Королем Азии. 
Порсев Василий 14.57
Шишкин Юрий 15.31
Лубягин Константин 16.17
Рогачев Кирилл 16.25
Чесноков Василий 16.38
Свешников Антон 17.52
Пальвелев Артем 17.54
Лысенко Андрей 19.03

Костик Лубягин получил сертификат на сандалии Keen, Юра Шишкин - спальник Marmot, а Василий порсев обрел корону Короля Азии - шлем Shred Ready  и царские хоромы - палатку Marmot Limelite. Каждый участник финала был награжден гермоупаковками Stream и полезными мелочами от Ordana. 
Брызги шампанского, крики друзей, объятия, поздравления и полное счастье на лицах участников. Соревнования закрываются, и автомобили со смешными цветными лодками потихоньку расползаются с Чибитской поляны. Это была славная охота.

Шишкин в водопаде Малыш

Финалисты слева направо: Шишкин, Порсев, Свешников, Лубягин, Пальвелев, Чесноков, внизу Рогачев. Не хватает Андрея Лысенко

Большая семья каякеров

 


Брызги друга

Костя Лубягин. Третье Место

Юра Шишкин. Второе Место

Василий Порсев. Король Азии

Несколько слов напоследок

Соревнования "Король Азии" становятся ежегодными. Ждем больше райдеров из европейской части России. 
Спасибо всем, кто помог в организации гонки. Парни и девчонки! Без вас ничего бы не состоялось. Низкий поклон от Riverzoo-team.
Угроза строительства ГЭС на Мажое никуда не исчезла. Без преувеличения лучший сплавной участок страны может быть уничтожен совсем скоро. Каждый из участников соревнований, каждый каякер страны и каждый читатель этой статьи должен сделать все, чтобы остановить строительство. Давайте привлечем внимание СМИ, создадим сайт для сбора подписей в защиту Мажоя и просто подумаем, что еще можно сделать. Каякеров не много, но я верю, что все вместе мы сможем отстоять Каскад. Джабе!

 

Антоха Свешников, aka Lenin, каякер

Метки: каякинг, мажой, Король Азии

Источник: RiverZoo

Рубрики

Метки

Головань, Каяк, царица ваз, Алтай, алтайская принцесса, Монголия, Шамбала, Амаду Мамадаков, Бийск, Петр 1, Укок, Золотое кольцо Алтая, Патмос, Белуха, Войчишин, чуйский тракт, Белокуриха, Колывань, Чемал, яшма, галерея Каури, Аккем, Рерих, сарлык, туризм, Монгол, Аскат, рафтинг, Денисова пещера

Читайте также

  • Если твой парень каякер. Практическое руководство Если твой парень каякер. Практическое руководство

    Каякеры - это особая порода, сложная и интересная. Пять лет отношений с каякером, дают мне право сказать - девушки, надежда есть.     продолжить...

  • Золотое озеро Алтая. Записки путешествия. Золотое озеро Алтая. Записки путешествия.

    Решение поехать на Телецкое озеро – оно же Золотое, оно же Алтын-кель – мы приняли со злости. Нам просто надоело слышать от знакомых: «Вы были на Алтае! А Телецкое озеро видели? Не видели? А зачем тогда ездили?» И вот, в одни из летних выходных, на старом верном автомобиле мы отправились здороваться с главной достопримечательностью Алтая. подробнее...

  • Золотые кольца Алтая Золотые кольца Алтая

    Алтайский край — огромный регион с интересной историей, невероятно разнообразной и всегда потрясающей душу природой. Разработчики проектов Большого и Малого Золотых колец Алтая видят в маршрутах аналогию с Золотым кольцом России. Действительно, туристам предоставляется возможность увидеть Алтайский край со всеми его культурными и природными богатствами: побывать в важнейших исторических местах региона и проехать через большую часть его многообразных ландшафтов. подробнее...

  • "Большой Алтай": как это было

    В последнее время любая поездка начинается с бессонной ночи. В пятницу после работы садимся в машину и на рассвете уже любуемся пейзажами Чуйского тракта в лучах восходящего солнца.  узнать больше...

  • Международный фестиваль Международный фестиваль "Большой Алтай"

    С 6 по 15 июня в Монголии пройдет первый Международный туристско-спортивный фестиваль "Большой Алтай". читать далее...

  • Золотой гид Алтая... подводим итог? Золотой гид Алтая... подводим итог?

    Ну вот и завершился слет инструкторов- проводников "Золотой гид Алтая".  Титул "Золотого" присвоен, казалось- бы определился победитель и точка. Но, как говорится в том фильме: "Меня терзают смутные сомнения". подробнее...

  • «АТР. Сибирь – 2010»: цифры, факты, мнения «АТР. Сибирь – 2010»: цифры, факты, мнения

    Постоянными жителями Форума стали почти 1500 человек. Самое большое количество участников собрала площадка «Молодёжное предпринимательство» - 144 человека, на «Основах проектирования» работало 94 человека, тройку лидеров замыкает площадка «Я - 2020» - здесь было зарегистрировано 82 участника. более того...