Марал – одно из самых почитаемых животных Алтая

Олень (марал, изюбрь, вапити) с глубокой древности являлся одним из самых почитаемых животных у кочевых племен Евразии, в том числе у древних кочевников Алтая. Они считали души животных способными, подобно человеческой душе, жить после смерти. В те времена человек был связан с животными духовно, что являлось основой тотемного культа.

Обожествление животных не могло нарушить главный принцип выживания человека-хищника - добывать животных, но заставляло человека сохранять их. Например, существовало поверье, что «худо будет тому, кто убивает маралов более двух в год (!)».

Сложность и опасность охоты на оленя, поиск добычи, ее выслеживание, сам смертельный удар вызывали у древних охотников сильные эмоции. Возбуждение от выслеживания добычи, восхищение и преклонение перед прекрасным сильным зверем, успешный исход охоты - все это будоражило воображение и создавало основу для творчества. Только самые сильные эмоции могли побудить древних художников создавать очень и очень трудоемкие наскальные изображения - петроглифы, основным персонажем которых являлся олень.

Нанесение рисунков животных на скалу давало надежду и на покровительство духа - хозяина, от которого во многом зависело благополучие, да и сама жизнь человека. Наскальные изображения алтайских благородных оленей - маралов встречаются в большинстве писаниц Горного Алтая. Образ оленя - марала, пожалуй, наиболее распространен в древнем искусстве - такое большое значение имели они в жизни человека того времени.

Маралов изображали в охотничьих сценах: охота на маралов с собаками, марал в ловчей яме, ревущий марал. Рисунки животных создавались не только с точным знанием их внешнего вида и движений, но и с чувством восхищения и уважения к этим благородным животным.

Один из самых распространенных сюжетов наскальных рисунков Горного Алтая отражает, казалось бы, обычную сцену охоты: охотник, вооруженный луком, преследует бегущего оленя. Но изображения оленей несут в себе солярную символику! Круговые и лучеобразные формы, изображенные над головами оленей, как известно, являются древнейшими символами Солнца. Таким образом, изображения марала носили магический характер.

Согласно общеевразийскому мифу, олень является посредником между мирами - средним, верхним и нижним. Погоня охотника за оленем либо приводила человека в сказочный мир, либо губила его.

Согласно хранящимся в Эрмитаже материалом раскопок знаменитых алтайских курганов, при захоронении коня вместе с хозяином на коня надевали оленью маску с рогами. Это скорее всего свидетельствует о том, что именно олень, а не конь представлялся перевозчиком в потусторонний мир, и для успешного «путешествия» конь символически превращался в оленя. У многих народов мира оленю принадлежит уникальная роль посредника между мирами и в этом смысле олень едва ли не самое мифологически значимое животное.Согласно алтайским легендам существовало небесное оленье стадо, давшее жизнь всему земному, с которым затем соединяются души усопших.

Обожествление всего окружающего мира, представление о всеобщей взаимосвязи в Природе, о тесной связи человека с Космосом, о его способности приобретать качество духа и посещать иные миры - все эти верования называются шаманизмом. В том или ином виде шаманизм существовал (или существует) практически у всех народов Земли. В этом смысле его принято считать древнейшей религией.

Этому мировоззрению соответствуют и особенности культа, основанного на необходимости иметь посредника между людьми и божествами (духами) - шамана.
Источником силы шамана является его дух - хранитель, который еще называется «духом-опекуном», «животным-тотемом», «животным силы». Олень - один из наиболее распространенных духов-покровителей и помощников сибирских шаманов. Начинающий шаман представлял себя оленем, подражал его повадкам, даже фыркал по-оленьи. Вхождение духа в шамана длилось 2-3 года. Затем во сне ему являлся олень, из шкуры которого нужно было сделать бубен.Бубен играет первостепенную роль в шаманских церемониях. Бубен это марал, верхом на котором шаман путешествует в мир духов. Алтайцы обтягивали бубен шкурой косули или марала и, «оживляя» новый бубен, символически оживляли самца косули или марала как ездовых животных шамана в «тот мир». Колотушку бубна часто делали из рога лося или оленя. Бубны расписывались очень разнообразно. Изображались все три сферы Вселенной с соответствующим миром животных и птиц. Олень присутствовал на бубне почти всегда.

Не только бубен, но и костюм сибирских шаманов содержал оленьи символы, для его изготовления использовалась шкура оленя, головные уборы нередко украшались оленьими рогами - настоящими или их стилизованным изображением. Посох шамана так же мог иметь навершие в виде оленя или группы оленей.

Именно олень, в том числе алтайский марал, на протяжении тысячелетий и с точки зрения практического применения, и в духовно-эмоциональном плане является одним из самых почитаемых животных.

Метки: Алтай, марал, шаман, петроглифы

Источник: gornaya-apteka.com

Рубрики

Метки

Патмос, Золотое кольцо Алтая, чуйский тракт, Телецкое озеро, Чуйский, Рерих, Монголия, Чемал, Петр 1, Головань, Аккем, марал, Сукачев, Денисова пещера, туризм, Белуха, Укок, Шамбала, Каяк, Войчишин, святой, царица ваз, Колывань, яшма, Аскат, Алтай, Бийск, рафтинг, галерея Каури

Читайте также