Новый год под запах пластмассовых цветов

Днем в путь
Пешком из Алтайки до бийской трассы оказалось не так далеко. Впереди далекая дорога в горы, до самого Кош-Агача, что ни много ни мало - 800 верст. И вот первая машина - недалеко, конечно, километров 100 всего, но главное начать. Главное отправиться в путь с хорошим настроением и дарить его всем, кто встречается на пути. Дорога уперлась в Бийск очень быстро, мы и подмигнуть не успели меняющемуся ландшафту. А дальше уже не хотелось мигать. Хотелось смотреть во глаза и во всю душу, и ничего больше не хотелось.


Горы - тут лучше не говорить и даже не описывать. А спутники наши - алтайские деревни. Здесь давно никто не живет в чумах. Как говорят сами алтайцы, советская власть заставляла их быть обычными советскими гражданами. Подавляла все традиции, но не сдались алтайцы - в виде многостенных чумов они выстроили летние кухни, бани и даже уличные уборные. Вполне мило и интересно.


Но медленно наступала ночь и резко холодало. Так хотелось забраться в тепло, а больше - увидеть горы, которые растворялись в ночной мгле. Редкие машины в сторону Кош-Агача нарушали тишину и очень редко останавливались. Мы шли уже минут 20. Вдруг показалась скорая помощь. Может быть, и не очень скорая, но однозначно - помощь. Добросила нас километров за 30 и уже ничего. Только за дверцами опять ждали ночь, тишина и редкие машины. Но случайно наступило счастье, наступило прямо на горло.


Молодые ребята на тойоте оказались веселыми казахами. А нас грела не только уютная атмосфера успокаивающей дороги и порхающей в воздухе неопределенности будущего ночлега в голой степи, но и мысль о том, что едем до самого Кош-Агача. Скоро пришлось напрячься. Что казахи, что алтайцы в плане любви к быстрой езде очень похожи на русских. Только надо учитывать холмистый рельеф горных дорог, их узость, отсутствие стражей порядка и ограждений в некоторых высоких местах. Тут-то до меня дошел смысл словосочетания «русский экстрим». Вдруг мы разворачиваемся посередине узенькой дорожки, багажник прямо висит над пропастью, а казахам нипочем. Развернулись и назад поехали, оказывается, в Катуни умываться. И совсем скоро мы в Кош-Агаче. Ночь красивая, звезды видно, но горы все же нет. Надо дожить до утра.


Казахи и Алтайцы
Откуда казахи в горном Алтае? Как здесь вообще появился целый район казахов? История получается очень интересная. Казахи алтайского края, которые проживают в кулундинской степи - из Казахстана, а вот Казахи республики Алтай, что населяют Чуйскую степь пришли из Китая. Во всем виноваты приграничные войны.


В Алтайском крае казахская диаспора стала формироваться еще в 18-м веке, когда распалось Джунгарское ханство, и у кочевого народа появилась возможность свободного передвижения. Миграции в степной Алтай продолжались до 19 века. Казахское население на Алтае возрастало, а компании по их выселению должного эффекта не производили. Несколько тысяч казахов свободно кочевали по обширном степям края. Выселение мотивировалось усилением этнической опасности и большой численностью этнических конфликтов, возникавших из-за наносимых уронов крестьянскому хозяйству. В основном это было канокрадство. В 1854 наконец-то вышел закон, касающийся данной проблемы, возникшей на краю земли, относительно размещения центральной власти. «Закон о конокрадстве в сибирском регионе» предусматривал то, что все кочующие казахи должны быть выселены за пределы ведомства.
Но мало, что было сделано, и кочевки продолжались. Решению вопроса помог указ от 1916 года о мобилизации иногородцев на тыловые работы. Тут-то началась массовая реэмиграция назад в Казахстан. И, те, кто остались в 20-х годах получают наконец-то право на проживание в Алтайском регионе. На границах образовалось несколько казахских районов. А во время дележки земель между странами одна треть Алтайского региона была подарена Казахстану. Сказали, в целях создания условий для укрепления экономики казахской автономии. Соседу помогли.


С другой стороны - южной, китайской, в конце 19-го века произошла совсем другая история, даже сказать противоположная. После распада ханства казахи, смешанные с уйгурами, на территории сынцзян-уйгруского автономного округа кочевали мирно. Иногда переходили границу с Россией, которую из-за трудной доступности все еще не могли конкретно обозначить, и откочевывали в горы и Чуйскую долину. Так было, пока не начался 1864 год, и не поднялось мощное антицинское восстание. Казахи яростно поддерживали уйгуров в этом конфликте, и выход был найден. В этот год на русско-китайской границе появились зоркие стражи, которые не выпускали казахов за пределы Алтайского горного округа. Позже несмотря на притеснения и выселения в масштабах местности, казахи остались и образовали Кош-Агачский район с более, чем десятком казахских сел.

 

 

От рассвета до обеда
Мы дожили до утра и увидели, что находимся в клетке из гор, похожих на зубчатую решетку в колючей проволоке из ледяного тумана. Клетка, в которой ты чувствуешь себя невероятно свободным, имеет пол песчано-каменный, поэтому в Кош-Агаче нет водопровода, а многие дома вовсе не имеют крыш: осадков здесь практически не бывает. Зато бывает 3 новых года. 1-ый - русский, 2-ой - алтайский - чага-байрам, а 3-ий - казахский - наурыз. Так живут алтайские мусульмане.

 

Наурыз (перс. - «новый день») - праздник весны и обновления, новой жизни и новых начинаний. На главной площади уже готовились во всю: ставили юрты. 7 юрт. Священная цифра этого праздника 7. И на столе должно быть семь блюд, по традиции иранского хафт-сина, еще и начинающихся на букву «син», а главное блюдо должно содержать 7 компонентов. 7 далеко не мусульманское число, да и праздник наурыз (у разных народов: навруз, новруз, невруз, науруз) не имеет отношения к мусульманству. Он - наследие далеких эр дозороастризма и зороастризма, уходящих корнями в Персию. Изначально был праздником земледельцев и плодородия, в который вкладывался большой ритуальный смысл. Праздник, пройдя через века, пережив гонения со стороны ислама, начатые еще в 7-м веке нашей эры, дошел до нас, но, к сожалению, оставил только свою номинативную форму. Исламисты ничего не могли поделать со стремлением народа к веселью и празднованию, поэтому решили через популярность наурыза объяснять некоторые мусульманские обычаи. «Фарвердин создан Аллахом для оживления природы, а рамазан для обновления человечества», писал древний философ. Еще были попытки требовать присутствия Корана на праздничных столах, но и они провалились. Наурыз своим размахом празднования отличается в Иране, Казахстане и Афганистане, где является официальным государственным праздником, к которому приурочиваются несколько выходных дней.

алтайский новый год


У нас же все оказалось попроще, но не менее захватывающе и весело. Песни и пляски заводных детей на главной сцене сменились парадом сел. Около двух сотен человек с цветами и плакатами, ряженые в национальные и карнавальные костюмы вышагивали на полотне из гор и синего неба. Это действие было очень похоже на первомайскую демонстрацию, только веселее и цветнее. В конце вынырнули колоритные женщины, выбрасывающие из своих подолов горсти конфет, чтобы следующий год был сладкий и сытный. Видно было - они долго готовились, как и полагается - всю ночь перед праздником. Жаль только не ходили с песнями и плясками под домам, как в давние времена, распевая куплеты весны и осыпая хозяев букетами цветов. «Откуда тут весной цветам взяться», - печалилась одна из женщин, покручивая в руках разукрашенную проволоку. Цветы и бутоны, как символы зарождения новой красоты, и как символы весны, были из лент. Они украшали все вокруг: людей, юрты.


А в юртах, каждую из которых возводил какой-нибудь поселок, все готовились к встрече строгой комиссии, которая должна была оценить приверженность традициям предков во всех отношениях: еда, одежда хозяев, обстановка юрты, народные развлечения, приветливость. Всех гостей привечали и приглашали к столу. Попробовать - суп и национальные продукты. Мы крутили ложки перед носом, бульон на которых прямо на глазах превращался в толстую корку бараньего жира. По каким-то исследованиям местная баранина содержит абсолютно все вещества необходимые организму, которые равнинные жители получают из большого количества продуктов. Кисломолочные блюда представляют собой обезвоженную выжимку полезных веществ - не самую лучшую по вкусу. Молоко и мясо местного производства, разбавлялись равнинными хлебом, мармеладом и жареной перловкой.


Но живут же люди на молоке и мясе. И богатырей воспитывают. Как раз за юртами парни демонстрировали свои богатырские способности в борьбе Куреж. Плотное кольцо вокруг красного круга, крики и двое в центре, борющихся не на жизнь и не на смерть. А чуть поодаль мальчик без верхнего зуба подкидывал волчок из конского волоса, подбивая его пяткой специального сапога. У него это получалось как-то по-особенному.
Да...все было как-то по особенному. Новый год без деда мороза, елок, вообще без деревьев. Зато зеленый, с запахом гор и пластмассовых цветов.

 

 

 

Автор: Анна Мироненко
Журнал GEO

Метки: Кош-Агач, новый год, чуйский тракт

Рубрики

Метки

рафтинг, Денисова пещера, Каяк, Головань, Сукачев, яшма, Белуха, Патмос, Аскат, Рерих, Укок, Чемал, марал, Войчишин, Аккем, Петр 1, галерея Каури, Колывань, Бийск, туризм, царица ваз, Золотое кольцо Алтая, Алтай, Телецкое озеро, Монголия, чуйский тракт, Чуйский, святой, Шамбала

Читайте также