Мой дух Алтая

Каякерский клуб в Крамзахе (Австрия, Тироль). Конец ноября 2013 года. На нашей речке Брэнди паводок. Мы с Патриком только что вернулись со сплава, сидим в тепле уютного домика, потягиваем холодное пиво, слушаем шум воды.И ведем разговор о планах на лето. Патрик собирается на месяц в Россию покататься на каяке.
«Как, хочешь поехать?» И я со всем легкомыслием юности тут же соглашаюсь. Уже дома, погуглив, нашел побольше информации.
Алтайские горы находятся где-то там далеко в Сибири. Позднее Олаф Обсоммер (Olaf Obsommer), который был там четыре года назад, поделился с нами своими впечатлениями.
«Ну, речки такие, как наша Брэнди по высокой воде», - так он отозвался о сложности рек.
Берни Маурахер (Berni Mauracher), входивший в то время в состав команды экстремальных каякеров Adidas Sickline Team, считает свою поездку на Алтай одной из самых трудных, но в тоже время одной из лучших в своей жизни.

Весенний сезон на речке Брандербергер Ахе в этом году прошел мимо меня, я относительно мало садился в лодку, и был весь в сомнениях, стоит ли отправляться в Россию.
К тому же были проблемы с оформлением визы, так что я был почти готов отказаться от поездки.
До отъезда оставалось меньше двух недель, а с визой все еще была полная неопределенность. Это страшно нервировало меня.
Тем временем наша команда подросла до шести человек. Присоединились двое каякеров из Лофера, Кристоф из Вены и Алекс, русский из Швейцарии.
И вот закончены все приготовления, куплены драйбэги, коврик... Пора в дорогу.
Мы встречаемся в аэропорту Мюнхена 11 июля. Правила перевозки ограничивают длину груза в 230 см, и мы летим Турецкими авиалиниями, которые наиболее лояльны к негабариту. К тому же из-за политической ситуации мы совершенно не хотели лететь над Украиной.

В Мюнхене прошло все без осложнений, и уже в Стамбуле мы встречаемся с Патриком и Кристофом. Они к этому времени уже три дня тусили в Турции.
И уже когда наш самолет на Новосибирск выруливал на взлет, нас охватывает тревога. Две наших лодки остались сиротливо лежать на взлетном поле.
Так что в Новосибирске мы не досчитались не только лодок, но и всего багажа, в них упакованного. Попытка выяснить что-либо у персонала аэропорта не увенчалась успехом. Совершенно никто не говорил по-английски.
Нам только выдали бланк, который нужно было заполнять кирилицей.


Вдруг перед нами возник бородатый русский, который хоть и выглядел, как будто его только что переехала машина, но он заговорил с нами на английском языке.
«You have problems, what problems you have?» Это был Василий, наш гид, как выяснилось через четверть часа.Он отправил нас к машине, в которую мы должны были втиснуться втроем, чтобы доехать до нашего жилища.
Водитель, такой типичный персонаж из русского триллера, естественно по-английски не говорил, гнал по городу под 120 км, резко перестраивался из ряда в ряд и, ко всему прочему, непрестанно разговаривал по телефону.

Добро пожаловать в Россию

Минут через сорок пять мы стояли в одном из жилых районов города, посреди одинаковых серых бетонных коробок, грязных и неуютных. Самым идиотским образом у нашего водителя не оказалось номера телефона Василия, и мы стояли совершенно потерянные где-то в недрах Новосибирска. Слава богу, вскоре подрулила красная машина, и мы узнали не только Василия за рулем, но и Кристофа, и Фло на заднем сиденье. Медведь, килограммов под сто тридцать, открыл железную дверь в наше жилище с приветливым «Ну, заходите».

Единственная кровать уже была занята, и нам всем пятерым оставались только диван и пол, уже один вид которых вызывал мысли о чесотке. Нужно было немало принять водки и пива, чтобы смириться с мыслью, что здесь как-то придется спать. Следующим утром мы проснулись от громкого голоса Василия, что пора вставать и выдвигаться. Парни вместе с похмельем загрузились в автобус, чтобы следующие 11 часов провести по дороге на Алтай.
Нам же с Фридлом пришлось задержаться в Новосибирске из-за застрявшего багажа. Тем временем прилетел Алекс, и проблем общения с местным населением стало значительно меньше.
С двухдневным опозданием и несколькими поломками машины мы, наконец, догнали нашу группу.

 


Не успев отъехать и нескольких километров по пути на нашу первую речку, случается очередная напасть. Василий недооценил ширину багажника и зацепил крайней лодкой кузов встречного грузовика. Багажник и, вместе с ним, восемь лодок благополучно улетели в придорожные заросли. На удивление, пострадал лишь один каяк. Некоторое количество русских денег удовлетворили водителя грузовика, багажник был приведен в первоначальное состояние и водружен на крышу. Можно продолжать поездку.

На следующий день первый раз выходим на воду. Мажойский каскад на реке Чуя. К нам присоединяются еще восемь русских каякеров, и мы все пятнадцать человек стартуем в неизвестность. У нас практически не было информации о речке, но когда я оглянулся после одного двухметрового слива и увидел широкую ухмылку нашего гида, я понял, что дальше будет очень интересно. «I go first you follow», - прокричал Василий на своем английском и снова исчез из виду.
Нам говорили, что этот участок даже при высокой воде не выше четвертой категории сложности, и осматривать здесь нет нужды. Но в реальности это оказалась полновесная пятерка.
Пороги следовали один за другим, и едва хватало времени на глоток воздуха, не то чтобы наслаждаться прекрасным пейзажем.
Через несколько километров и значительном падении высоты, все резко начали чалиться к правому берегу.

Впереди был короткий, но очень сложный участок, который большинство из нашей группы обнесли, и только Василий, Фридл и Алекс рискнули пойти в этот нашпигованный сифонами порог.

Когда мы после обноса опять сели в лодки, наш русский медведь с ухмылкой сообщил, что легкая часть закончилась, сейчас будет посложнее. И в следующий момент он исчез из моего поля зрения. Русские первые прочувствовали ситуацию и рванули следом за ним. Нам ничего не оставалось, как сделать тоже самое.
Да, Василий не отличался разговорчивостью, предпочитал сразу переходить к делу. Ситуация была такова, что мы находились в глубоком ущелье, по высокой воде, и у нас не было выбора, как только плыть вперед. Пятнадцать каякеров стремились пройти наилучшим образом. Не всем это удавалось, и я видел, то тут, то там кто-нибудь варился в бочке или перевернулся. В этой ситуации такое могло случиться с каждым.
Еще дважды пришлось обносить пару коротких порогов, и это чудо, что обошлось без мокрых выходов.
При спуске на втором обносе я уперся веслом в камень, и правая лопасть треснула. Я поделился своей проблемой с Василием и спросил, будут ли сегодня еще сложные места. И получил в ответ лаконичное: «Давай, налегай на левую». И наш гид исчез в следующем пороге.

К этому моменту мы были на воде уже довольно долго и, по идее, должны уже были скоро зачалиться. Я решил плыть вслед за всеми, но это оказалось опрометчивым решением.
Буквально через двести метров следующий слив метров на пять переходящий в огромную бочку. Мне не хотелось доламывать свое весло, и я высматривал тихое местечко, чтобы заменить его. Через некоторое время действительно стало поспокойнее, и можно было достать запаску.
Василий подошел и «успокоил» меня: «Никаких проблем, отсюда ты можешь плыть как угодно». Но я уже был сыт по горло, схватил весло и погреб за остальными. Через пару порогов мы выплыли из ущелья и могли встать лагерем.


После дня вынужденного простоя, из-за поломки машины, мы отправились на следующую речку - Чулышман. Заночевали на старой пограничной заставе. Здесь была старая офицерская баня, которая смыла с нас тяготы последних дней и дальнего переезда.


На следующий день, чтобы добраться до места старта нам пришлось на себе поднимать в горку наши лодки. Хорошая получасовая прогулка под палящими лучами солнца. Но зато стартуем мы при практически идеальном уровне воды. Так начался первый день нашего многодневного сплава. Чулышман полностью отвечает нашим ожиданиям. Хорошее падение высоты, отличный уровень прозрачнейшей воды. Пороги легко осматривать и ставить страховку. И это было наше общее ощущение. Эта речка притягивала нас своим очарованием, и это действительно жемчужина Алтая. Целый день мы были на воде. Сначала прошли верхнюю часть, потом вышли на нижний, так сказать, более легкий Чулышман.

В общей сложности мы проплыли около 60 километров по этой реке. В последующие дни нас ждали другие многочисленные пороги, а в этот день мы были уставшие, но счастливые, когда в конце дня вышли с воды. На следующий день, когда солнце еще только нащупывало дно глубокого ущелья, мы уже были в пути на приток Чулышмана, речку Куркуре. 

Как это уже бывало, нам опять пришлось нести лодки до места старта на себе. Добрый час пробирались по зарослям и курумнику. Вид, открывшийся перед нами, напомнил нам о Корсике с ее каменистыми, поросшими кустарником, крутыми террасами. Примерно 300 метровый проходимый участок речки с перепадом высоты около 30 метров, прекрасно просматриваемый и идеальный для фото- и видеосъемок. На следующий день нас ждала многочасовая дорога на Башкаус. По нашей информации - это самая сложная речка нашего путешествия.


Мы отделились от основной группы, так как хотели растянуть удовольствие, и пройти речку за два дня. Итак, нас было пять австрийцев, один русский и один американец.
Вначале речка кажется совсем безобидной, однако при затяжном дожде и тумане отвесные скалы вдоль берега действуют угнетающе. Но едва показались первые пороги, как небо прояснилось, и скалы перестали казаться такими мрачными.

Башкаус нашпигован сифонами, в одном месте поток полностью уходит под камни. Чем дальше мы углубляемся в ущелье, тем чаще нам попадаются памятные таблички водникам, молчаливо напоминающие нам о бдительности. Окружающий пейзаж впечатляет и завораживает, мощные пороги сменяются спокойной водой.


До места ночевки доплываем уже под вечер. Нависающая скала должна защитить нас от дождя, который уже заявляет о себе низкой свинцовой тучей и глухими раскатами. И наконец-то привычная европейская еда. Нормальные макароны, слитые от воды, и без всякой смеси с картошкой или рисом. Вдобавок, вкусный настоящий итальянский соус. Отличный ужин!


Мы отлично выспались под шум проливного дождя, а утром нас разбудило сияющее в синеве неба солнце. Вода после дождя почти не поднялась, и мы опять сели в лодки. Уже вечером, когда вышли на берег, закончив сплав, нас накрыло чувство огромной радости, что мы прошли эту легендарную речку.


Мы опять возвращаемся на Чулышман, где нас ожидает другой его приток, речка Чульча. И как уже стало привычным, опять пешком идем вверх по реке, груженые лодками.
Семь километров под грузом снаряжения при тридцатиградусной жаре и ни единого дуновения ветерка - это отдельное испытание. И когда через два с половиной часа прорезалась река, мы выдохнули с облегчением.

Но радоваться было рано. Впереди нас ждала высокая вода, серьезные пороги, а силы за последние две недели сплавов изрядно подсели. Из-за позднего старта и медленного продвижения из-за сложных мест, которые приходилось обносить, до финиша добрались по сумеркам, уже не из последних сил, а исключительно на силе воли.


Потом были два дня отдыха, и мы отправляемся на завершающий этап наших больших приключений - Карагем и Аргут. Приключения начались с самого начала.
Мы опять объединились с русской группой, еще добавилась команда из Чехии, и на двух уазиках мы отправляемся в неизвестность, прямо по бездорожью. За шесть с половиной часов нам не встретилось ни единой души и не было даже намеков на какую-либо дорогу.
Где-то на высоте 3000 метров часов в девять вечера, Василий и наш второй водитель Александр высаживают нас под проливным дождем посреди кромешной темноты.
«Идите туда», - последнее, что мы услышали от Василия, прежде чем машины исчезли в темноте в обратном направлении. Машины не должны были оставаться в приграничной зоне, где и мы, собственно говоря, тоже не имели права находиться.
Уже позднее мы узнали, что машины застряли примерно через 500 метров, и парни ночевали в ночи на высоте 3000 метров даже без спальников.

Мы, тем временем, все четырнадцать человек, под проливным дождем и пронизывающим холодом, двинулись пешком на Карагем. Последние добрались до лагеря уже около полуночи.
Слава богу, ночевали мы в сухом охотничьем домике.

Карагем начинается как невинная речка среди лесов и лугов, прежде чем превращается в настоящие американские горки. За шесть часов сплава мы теряем 700 метров высоты. Практически нет мест передохнуть, множество бревен и заторов из деревьев. Карагем, приток Аргута, действительно речка высшей категории сложности.
Изрядно обессилевшие, но счастливые от успешного прохождения, мы причаливаем к берегу на ночевку. Непрекращавшийся весь день дождь и бурная вода сделали свое мокрое дело. Мы все промокли до нитки. Так что нам еще пришлось собирать дрова, чтобы развести огонь, и как-то просушиться. Как часто уже бывало в этой поездке, мы с нетерпением ждали темноты, чтобы быстренько поужинать и нырнуть в спальник.


Утром, точно по расписанию, мы начинаем сплав по Аргуту. Порядка 300 куб.м воды несутся через пороги с огромными сливами и бочками. Наши русские в своем репертуаре: «Четверочные пороги мы не осматриваем». Но когда один из них все-таки решает обнести один из порогов, я следую за ним.

Пока я пытался докричаться до других о своем решении последовать за Сергеем, тот уже исчез из виду в зарослях. Так как остальные не стали обносить, я остался совершенно один. Густые заросли не самое подходящее место гулять с каяком, и я решаю опять плыть, по возможности не по основной струе, а от улова к улову. Мне это практически удалось, и вскоре я догнал основную группу, которая дожидалась нас на спокойном месте. Мы еще долго ожидали Сергея, который медленно продирался через заросли.
Такой скоростной темп сплава несколько напрягал меня. Некоторые из команды разделяли мои опасения, и следующие пороги мы проходили уже более осмотрительно. После нескольких, особенно трудных мест наша группа распадается. Некоторые хотели пройти реку до конца сегодня, хотя изначально на прохождение планировалось три дня.

Аргут, тем временем, становился все сильнее, и некоторые пороги мне уже не по зубам.
В какой-то момент мы с Терезой, девушкой из чешской группы, решаем, что пора искать место для стоянки. Мы все были крепко вымотаны и после плотного ужина завершаем вечер у костра.
Новый день - новое счастье, вместе с солнцем появляется бодрость и настроение. Мы быстро продвигаемся вперед.

В одном месте ущелье значительно сужается, и весь поток устремляется в эти несколько метров. В маленькой группе все значительно проще, мы снова осматриваем пороги, и я опять чувствую себя уверенно. Препятствия на протяжении дня становились все легче, и вдруг русло реки резко расширилось, и мы выходим на Катунь.
Это было такое облегчение после трех с половиной дней опять оказаться в нашем базовом лагере. Впереди нас ждал отдых и восстановление.
Между делом мы приняли участие в экстремальной каяк-гонке «Король Азии» в качестве страховки. А потом была вечеринка, на которой мы впервые за нашу поездку увидели в действии расхожее клише, как русские умеют пить водку. Расплатой за вечеринку была крепкая утренняя головная боль.


В последующие дни мы еще покатались по несложным участкам Чую и Катуни. И на исходе четвертой недели наших приключений мы отправились в обратную дорогу в Новосибирск.
Поездка в Россию - это событие от первой до последней секунды, не всегда позитивное, однако оглядываясь назад, не сомневаюсь, это действительно путешествие моей жизни. Все стереотипы о русских подтвердились.

Особая благодарность Алексу Мараховскому, без которого эта поездка в Сибирь могла бы и не состояться.
Большое спасибо Патрику, Фло, Фридлу и Кристофу из Вены, или где он сейчас путешествует.
И конечно же, отдельное спасибо фирме Prijon, которая вот уже много лет обеспечивает меня отличным снаряжением и дает возможность ездить в такие путешествия.

Текст: Gery Braune

Фото: Alex, Flo, Patrice, Gery

TEXT.RU - 100.00%

TEXT.RU - 100.00%

Метки: Башкаус, Чулышман, Аргут, Карагем

Источник: blog.prijon.com

Рубрики

Метки

сарлык, галерея Каури, Патмос, Войчишин, Белуха, Чемал, Рерих, яшма, царица ваз, туризм, Колывань, Каяк, Головань, Алтай, Аскат, Шамбала, Укок, рафтинг, Белокуриха, Петр 1, Монгол, Бийск, Золотое кольцо Алтая, Денисова пещера, чуйский тракт, Монголия, Амаду Мамадаков, алтайская принцесса, Аккем

Читайте также

  • Каяк-школа на Нижней Катуни. Май 2013 Каяк-школа на Нижней Катуни. Май 2013

    Маша Горбунова из Новокузнецка рассказывает о школе на Нижней Катуни. Очень расстроенная тем, что ей приходится уезжать в командировку в Грецию, вместо того, чтобы остаться подольше на Алтае более того...

  • Победный сплав Победный сплав

    На чемпионате мира по рафтингу 2005 года, проходившего в Эквадоре первое место заняла российская команда "Алтай-рафт".  Молодая российская команда "Алтай-рафт" удивила всех.
    более того...

  • Чуйские Ралли - экспортный вариант Чуйские Ралли - экспортный вариант

    Пожалуй, впервые в истории Барнаульский аэропорт стал весной 1989 года ненадолго международным. Более полутора сотен туристов-водников из двенадцати стран мира выгрузились здесь непогожим апрельским утром. более того...

  • Kayaking - что это? Kayaking - что это?

    Каяк - это одноместная лодка, которая управляется одним веслом с двумя лопастями. Современные каяки изготавливаются из полиэтилена или композитов. Есть еще родственный спортивный снаряд - каноэ. У них весло с одной лопастью и сидят гребцы на коленках, а так все то же примерно. дальше...

  • Введение в рафтинг Введение в рафтинг

    Цель статьи - помочь читателю с наименьшим риском для жизни и с максимальными положительными эмоциями окунуться (рафтинг не для аквафобов!) в бурный и головокружительный мир сплава по белой воде. и это еще не все...